Заходя на наш сайт, вы автоматически оставляете администратору свои пользовательские данные в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая работу с сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных.

Назад

Высшая школа бизнеса МГУ

В марте 2019 года Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева провела серию семинаров в Высшей школе бизнеса МГУ в рамках курса «Корпоративная социальная ответственность». Участники курса — более 120 студентов из России, стран СНГ, Германии, Франции и Финляндии. Семинары были посвящены институту частных благотворительных фондов, поскольку курс предполагает общее знакомство студентов с разными механизмами и формами решения социальных проблем помимо КСО. Среди прочего была задача показать слушателям принципиальную разницу между корпоративной социальной ответственностью и частной благотворительностью.

Аудитория представляла собой определенный срез современного поколения — рожденные в нулевых, умные, образованные, со знанием языков. Через 10–20 лет именно они будут влиять на повестку дня и принимать важные решения в самых разных сферах деятельности. Тем интереснее было понять, что они знают о филантропии и частных фондах. Не претендуя на социологически обоснованные выводы, хотелось бы поделиться рядом интересных наблюдений.

Все, конечно, слышали про различные рейтинги состоятельных людей. На этом, пожалуй, все. Институт частной благотворительности — это новая и непонятная территория для современных молодых людей. На слуху пара-тройка всемирно известных филантропов и «Подари жизнь» как «частный фонд Чулпан Хаматовой». А Клятва дарения, к которой, кстати, присоединилось уже 190 филантропов из 22 стран мира, вызвала явный интерес в глазах студентов. Как это? Отдать значительную часть своего богатства на благотворительность? А как же наследники, сколько денег останется им?

На вопрос, кто считает себя филантропом в самом широком смысле, ответом была тишина. Это понятно, поскольку пожертвования в благотворительные фонды осуществляли только два-три человека из всей аудитории, как выяснилось минутой позднее. Не исключено, что кто-то постеснялся или не посчитал нужным поделиться, но навряд ли бы картина получилась принципиально отличной. Интересно другое. Те, кто финансово поддерживал благотворительные фонды, тоже не воспринимают себя как филантропы. Выстроенной связи между фактом осуществления пожертвования, пусть даже небольшого, и влиянием на решение определенной социальной задачи нет. И, конечно, очень удивило то, что практически никто не делает пожертвования. Да, студенты ограничены в средствах. Однако дело не в размере пожертвования, а в факте его осуществления или неосуществления. Сегодня современной продвинутой аудитории предлагается множество технологичных инструментов для финансового участия в благотворительной деятельности, отсутствие удобных решений навряд ли является основным барьером. В этом смысле изучение мнений и мотиваций молодого поколения должно представлять серьезный интерес для некоммерческого сектора. Что движет молодыми людьми и какими соображениями они руководствуются при принятии решения жертвовать или нет: прямая «конкуренция» с волонтерской работой, нет доверия к благотворительным фондам, не хватает базовой информации или что-то другое?

Определенно, знакомство с типологией частных фондов, их организацией, принципами работы и непосредственной деятельностью, о чем рассказала Оксана Орачева, — важный сдвиг в понимании устройства некоммерческого сектора и общества в целом. И определенно, этого недостаточно. С одной стороны, необходимо формировать у современного поколения активную гражданскую позицию. Оно должно иметь инструментарий для реализации своих филантропических амбиций, какие бы они ни были по масштабу. И главное — участники должны видеть результат и осознавать, что могут реально повлиять на ту или иную социальную проблему. Роль некоммерческих организаций представляется здесь одной из ключевых. Именно они обладают бесценным практическим знанием, где и какая поддержка действительно нужна. С другой стороны, филантропическая, благотворительная тематика должна быть представлена на всех уровнях образовательной системы, с тем чтобы к моменту выхода во взрослую жизнь у вчерашних студентов была сформирована информированная позиция о своей роли и участии в жизни общества.

5
4
3
2
1
5
4
3
2
1

Другие материалы блога

12 июля 2019
Магистранты о магистратуре

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
10 июля 2019
Магистратура сегодня и в будущем

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
8 июля 2019
Болевые точки магистратуры

Наталья Шульгина

Директор программ

#Магистратура #Образование
3 июля 2019
Новый fondpotanin.ru

В июле Фонд Потанина запустил новый веб-сайт

Юлия Грозовская

Директор по связям с общественностью

16 мая 2019
Обзор филантропии в Китае

Роман Склоцкий

Директор Центра развития филантропии

#Филантропия
14 марта 2019
Действовать как лаборатория

Генеральный директор Фонда Оксана Орачева о том, как устроен фонд и куда движется российская благотворительность в интервью журналу Forbes

Оксана Орачева

Генеральный директор