История Великой Отечественной войны сквозь призму фронтовой печати

Назад

История Великой Отечественной войны сквозь призму фронтовой печати

Фонд Потанина помог в создании уникальной музейной экспозиции

Музей печати города Серпухова решил рассказать о событиях 1941-1945 годов через призму работы фронтовых журналистов, а Фонд Потанина поддержал проект создания уникальной экскурсионной программы по истории печатного дела в годы Второй мировой войны, и ее записи на аудиогид. О проекте рассказывает его автор и идейный вдохновитель, председатель серпуховского отделения Союза журналистов Подмосковья Татьяна Андрюхина.

Как возник Музей печати в Серпухове? 

В 2017 году произошло объединение двух близких по духу организаций города Серпухова – старейшей газеты (основана в 1919 году) и старейшей типографии (основана в 1917 году). Редакция переехала в историческое здание типографии в самом центре города. Когда-то она была одной из крупнейших в Московской области, но в 1990-е годы, к сожалению, очень сильно отстала в развитии. Руководство не обновляло технику, она постепенно устаревала, многие станки были просто сданы в чермет. И помещения стояли пустующими, в полуразрушенном состоянии.

Увидев удручающий вид здания, я начала думать, что можно с этим сделать. И решила создать Музей печати. Дело в том, что Серпухов очень активно пытался войти в Золотое кольцо, но в городе существовал всего один музей – областной историко-художественный. Это один из крупнейших музеев в Московской области, туда очень большой поток туристов – но он один. То есть люди, которые приезжают в Серпухов, помимо двух старинных монастырей XIV века, посещали только этот музей. Больше сходить у нас было некуда.

Стараниями администрации был проведен ремонт внутри здания, благоустроен внутренний двор, сделаны красивые кованые ворота, новая входная группа, красивый фасад, заменена крыша. Параллельно мы начали собирать коллекцию. Сразу решили делать совместный музей, посвященный и журналистике, и типографскому делу, полиграфии. Концепция предполагала два зала. В первом – рассказ о дореволюционной эпохе в печати и появлении в Серпухове газеты и типографии. Во втором – советский период, эволюция как типографии, так и журналистского дела.

В то же время, мы не хотели замыкаться на одном лишь городе Серпухове. Он в нашей экспозиции, по сути, служит только примером, ведь такие же типографии и редакции газет были и в других городах с небольшим населением. У всех все было похоже – и принцип печати, и верстка газет. Потому, наряду с серпуховскими, мы показываем и газеты других городов.

Одновременно с помощью историков из Москвы и областного музея была создана полноценная экскурсионная программа длительностью в один час. 19 сентября 2019 года произошло торжественное открытие музея.

Типография остается действующий? Можно ли в музее посмотреть процесс современного выпуска газеты?

Музей находится на территории действующей типографии, но посмотреть процесс современного выпуска газет невозможно, поскольку сегодня он многоуровневый: сначала допечатная подготовка, потом аппараты, выпускающие формы, далее все это подается на башню, которая состоит из нескольких этажей. У нас одноэтажное здание, и технически невозможно поставить такое оборудование. Поэтому наш потолок – история до 2010 года, когда еще была офсетная печать. Сейчас уже все цифровое, этой техники у нас нет.

Расскажите, пожалуйста, об экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне. Почему был выбран именно этот период?

Мы с самого начала очень хотели сделать зал, посвященный Великой Отечественной войне. Во-первых, мы хотели отразить ту огромную роль, которую сыграли журналисты в деле Победы – именно работники СМИ поднимали моральный дух армии и населения. Во-вторых, в Серпухове, к сожалению, нигде больше нельзя узнать про этот период. Историко-краеведческий музей о войне не рассказывает, там совершено другая направленность – в основном произведения искусства, а также есть небольшая краеведческая экспозиция.

По сути, эта экспозиция о войне стала передвижной выставкой в разных музеях. Почему так получилось?

Экспозицию по Великой Отечественной войне мы планировали создать в новом зале. Уже начали собирать коллекцию, и ждали, когда закончится карантин, чтобы приступить к капитальному ремонту помещения, но из-за коронавируса и реорганизации музея осуществить задуманное не удалось. Мне было очень жалко, что в год 75-летия Победы выставка лежит у нас просто на складе, и люди не могут ее посмотреть. Поэтому была достигнута договоренность с Музеем бумаги «Бузеон» в Калужской области. Это частный музей, очень хорошо отреставрированный, и у них есть свободные площади. Нам помогли с перевозкой экспозиции, и мы сделали там два зала. В октябре произошло открытие этой выставки, которая уже полгода находится в «Бузеоне».

Что дал вам этот опыт?

Выставку уже посетили очень много людей. Например, в январские праздники доходило до 6-7 экскурсий в день для организованных групп по 40 человек. Место очень посещаемое. Это усадьба Полотняный завод – родовое имение Натальи Гончаровой, то есть на одной территории там располагаются два музея, они практически соседи, их разделяет всего несколько метров. И поэтому люди приезжают туда как в Музей бумаги, так и для посещения усадьбы. Так что здесь мы не прогадали: нашу экспозицию видят люди со всей страны. Но наибольшее число гостей из Москвы, Московской области, Обнинска и Калуги.

Фонд Потанина выделил грант на создание аудиогидов к экспозиции. Почему был именно такой запрос?

У нас много индивидуальных посетителей, и не все хотят ждать организованной экскурсии, а просто смотреть экспонаты на самом деле неинтересно. Все равно хочется узнать историю. Поэтому была записана экскурсия по Великой Отечественной войне. Эти аудиогиды сейчас находятся также в Музее бумаги Калужской области, выдаются посетителям бесплатно. Аудиогиды актуальны еще и потому, что в период пандемии посещение музеев большими группами ограничено, а такой формат весьма удобен – индивидуальные экскурсии очень востребованы.